Аналитическая разведка

13. Оформление и использование результатов.

13.1. Структура аналитической записки.

Возможные компоненты аналитической записки: 1. Введение: указание причин появления документа: "В связи с тем, что ..." "Поскольку в последнее время ..." "На поступивший запрос о ... можем сообщить следующее ..." изложение основной идеи документа. 2. Основная часть: указание источников сведений: "По имеющимся агентурным данным ..." "По сведениям из открытых источников ..." "По мнению опрошенных нами авторитетных специалистов ..." "По данным такого-то источника ..." указание степени достоверности сведений: "По неподтвержденным данным ..." "По отрывочным сведениям ..." "По данным, представляющимся достоверными ..." "По данным из надежного источника ..." констатация положения в некоторой области; оценка положения: сравнение ... с требуемым; с прошлым; с имеющимся в других областях или у других субъектов; с возможным в принципе; представление и оценка прогноза. 3. Заключение: обобщения; рекомендации; указание возможности и условий улучшения качества представ- ленных сведений: "Для получения более подробных сведений требуется ..." "Для подтверждения данных необходимо ..." "Для разработки более детальных рекомендаций необходимо ..." "Проверка достоверности приведенных сведений не представ- ляется возможной." намерения: "Нами в дальнейшем предполагается ..." "Нами планируется ..." "В настоящее время нами ведется работа по ..."

13.2. Формулирование выводов.

В любом деле сразу уловить суть. Многие расте- каются по ветвям бесплодного мудрствования либо по листве нудного многословия, и никак не доберутся до существа; по сто раз кружат вокруг одной точки, утомляясь и утомляя, да так и не доходят до самого главного. Бальтасар Грасиан. "Карманный оракул" (136). Выводы не всегда возможны или уместны: иногда для них недостаточно информации; иногда они слишком неприятны для читателей и поэтому опасны для разработчика документа; иногда они слишком просты и очевидны; иногда не желательно мешать читателю поискать еще одно объяснение фактам, которое может оказаться более удачным, чем то, что пришло в голову разработчику документа. Одни и те же обстоятельства можно обоснованно представить и как существенные, и как не заслуживающие внимания. База, которую можно использовать при оценивании: аналогичные случаи; принципиальные возможности; преследуемые цели. Степень определенности формулировок должна соответствовать степени определенности стоящих за ними представлений. Правда, чем меньше определенность формулировок, тем меньше возможность ошибок (а следовательно, опасность наказания), но зато снижа- ется полезность выраженных в них мнений как для дела, которого они касаются, так и для репутации аналитической службы. Неопределенность представлений может быть вызвана ... неопределенностью отражаемых сущностей: нечеткостью их устройства, зависимостью от многих случайных влияний; чрезмерной сложностью отражаемых сущностей; недостаточными возможностями для исследования. Неопределенность формулировок может быть вызвана ... неопределенностью выражаемых ими представлений; осторожностью авторов; неудачностью стиля: различиями в смысле, вкладываемом разными людьми в одно и те же слова; нежеланием авторов делиться информацией. Аналитики, склонные высказываться определенно о неопределенном, производят впечатление людей проницательных и знающих. Тем, кто к ним прислушивается, они дают уверенность в понимании ситуации, чувство превосходства над "не знающими" и способность действо- вать. Что же касается получаемых результатов деятельности, то они часто бывают неоднозначные (и соответственно толкуемые как угодно), а иногда даже почти такие, как надо. Но подобные аналитики способны оказывать значительное влияние лишь в течение сравнительно короткого времени -- до того, как совершат одну-две большие ошибки, которые при их подходе довольно вероятны. Правда, когда этих аналитиков заменяют на других, то обычно, вследствие тяги к определенности, выбирают работающих в той же манере, и цикл повторяется -- пока заказчик не осознает свою неправоту или пока на его месте не окажется другой. В числе трудностей, с которыми сталкивается аналитик при формулировании обобщений и рекомендаций, -- проблема интеллек- туальной ограниченности и недостаточной компетентности людей, которым предназначается материал, и проблема идеологических расхождений аналитика с этими людьми. Результат его работы нередко представляет собой компромисс между тем, что он хотел сказать, и тем, что он мог позволить себе сказать, чтобы не предстать в глазах руководства нежелательным человеком. Для сложных проблем, с которыми сталкиваются высшие руководи- тели, бывают возможны эффективные радикальные решения, но главное препятствие для реализации таких решений состоит в неспособности руководителей оценить их по достоинству. В очень многих случаях на руководящих должностях оказываются люди, отличающиеся не творческими способностями, порядочностью и самоотверженностью, а умением интриговать и приспосабливаться, склонностью к зло- употреблениям, готовностью делать большие и малые подлости. Чтобы оказаться востребованным такими людьми, аналитик должен ориентироваться на их понятия и потребности. Нередко бывает, что аналитическая служба может только предпо- лагать, в связи с каким готовящимся решением истребуют у нее те или иные материалы. Возможно даже, что решение уже по сути принято, и дополнительные сведения нужны единственно для его конкретизации. В таком случае разработка каких-либо рекомендаций является пустой тратой времени, а высказывание их может вызвать недовольство. Поэтому, чтобы не делать лишнего, надо по возмож- ности заранее оговаривать с заказчиком аналитического исследова- ния, нужны ли практические предложения, какого характера и в какой степени проработки. Если такие предложения у аналитика напрашиваются, но нет уверенности в том, что их от него ждут, можно сказать в заключении, что "при необходимости могут быть выработаны рекомендации по решению рассматриваемой проблемы" или что-то подобное.

13.3. Корректность документа.

Надо (...) не добиваться точности во всем оди- наково, но в каждом случае сообразовываться с предметом, подлежащим рассмотрению, и добиваться точности в той мере, в какой это присуще данному способу исследования. Аристотель. "Никомахова этика" (I.4). Качества корректного документа (разведывательного, проектного, концептуального): практическая направленность; минимальный объем; ясность формулировок; адекватное выражение определенности, вероятности, возможности исследуемых сущностей; корректное выражение достоверности и точности имеющихся данных; проверенность фактов; обоснованность выводов; зрелость мнений; своевременность и уместность, соответствие целям. Ясность формулировок достигается прежде всего использованием распространенных однозначно понимаемых терминов. Надо избегать редких слов, особенно если они имеют более употребительные сино- нимы. Факты сами по себе малополезны, если не дополняются обобщени- ями, оценками, практическими выводами. Зрелое мнение -- существующее уже в течение некоторого времени, выдержавшее критику и влияния, освобожденное от явно слабых мест, обросшее аргументами. * * * Определенность -- степень четкости и устойчивости некоторого качества. Если точность -- характеристика отражения некоторого качества, то определенность -- характеристика самого качества. К примеру, если утверждается: "некто X идентифицирует себя по преимуществу как национал-социалиста, но иногда -- как коммуниста", и так оно и есть, то имеет место малая определенность самоидентификации и высокая точность отражения ее наблюдателем. Вероятность -- характеристика повторяющихся событий: среднее количество событий, приходящихся на единицу времени. Возможность -- характеристика неповторяющихся событий. Точность -- относительная или абсолютная величина возможной ошибки в представлении некоторой количественной характерис- тики. Достоверность -- степень соответствия сведений действительному состоянию отражаемых ими сущностей. Достоверные сведения могут быть неточными, точные -- недостоверными. К примеру, если субъект X будет в месте S в день D, то сообщение "X будет в S в день D+3" является точным, но недостоверным, а сообщение "X будет в S в один из дней в промежутке D-2..D+2" является достоверным, но неточным. * * * О многих важных предметах можно выражаться гладко, эрудирован- но, остроумно, эффектно, но не по существу. Оформленные в таком стиле тексты внушают уважение к их авторам, но практически беспо- лезны, то есть на их основе невозможно выстраивать результативную деятельность. Некоторые аналитики выбирают указанный стиль, чтобы удерживаться на плаву при любом повороте событий, некоторые на другой стиль попросту не способны. * * * Разработчик документа -- это обычно сотрудник с не очень высо- кой должностью, над которым имеется несколько начальников, через чьи руки документ проходит перед тем, как попасть к потребителю. Начальники испытывают соблазн или даже считают себя обязанными что-то в документе подправить, хотя в некоторых обстоятельствах, имеющих отношение к документу, они разбираются хуже разработчика. За содержание документа отвечает тот, кто его ПОДПИСЫВАЕТ, а не визирует. В случае расхождения мнений последнее слово должно быть за подписывающим, даже если его критики являются его начальника- ми. Если начальник не доволен содержанием документа, он должен переделать его и поставить свою подпись или же добавить к документу свой комментарий, однако не должно быть так, что разработчика принуждают изменить текст, но подпись его остаётся, или что, наоборот, под предлогом переделки текста приписывают себе его авторство. Конечно, возможна и коллективная работа над текстом, но если документ подписывают несколько соавторов, у них не должно быть расхождений в отношении к содержанию этого документа: каждый из них отвечает за весь текст, под которым подписался. Смысл указанных правил -- не столько в том, чтобы адекватно отразить вклад и круг ответственности каждого участника процесса подготовки документа, сколько в том, чтобы не затерять важных нюансов: различия в мнениях бывают очень продуктивны, и лучше держать их в поле зрения до конца "жизненного цикла" документа. * * * Отношение разработчика документа к собственному продукту может значительно поменяться в течение короткого времени всего лишь из-за того, что пройдёт творческое возбуждение, препятствующее выработке адекватной оценки. С. М. Штеменко в связи с этим эффек- том пишет следующее: "Если (...) позволяет время, не следует докладывать документ тотчас же, как он написан. Надо отложить его на несколько часов, а лучше -- до следующего дня, если он не так срочен. В прочитанном, как говорится, на свежую голову документе вы почти обязательно сделаете поправки, часто очень сущетвенные, а иногда (были и такие случаи) документ приходится переделывать." ("Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я", стр. 301)

13.4. Представление материалов.

...Мы с разочарованием вынуждены были конста- тировать, что все эти сводки об обстановке, доклады и отдельные сообщения мало что давали, насколько мы, оперативные работники, могли об этом судить. Когда поступали тревожные сведения, то руководство -- Гиммлер, Риббентроп, Гитлер -- просто не хотело им верить и не принимало их всерьез. Верило только тому, что вписывалось в его собственную, заранее составленную картину. Информация, идущая вразрез с ней, отбрасывалась как фальшивая, как дезинформация врага. Х. Фельфе. "Мемуары разведчика" (стр. 75). Ценное разведывательное сообщение может не произвести само по себе нужного эффекта, если не принять особых мер. Чтобы обеспе- чить эффект, надо ... дождаться подходящей ситуации (или создать ее); соединить документ с другими -- создающими нужное настроение; переформулировать сообщение так, чтобы деятель, которому оно адресовано, разглядел в нем свой личный интерес; и т. д. С. М. Штеменко ("Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я"): "Когда документ наконец-то разработан штабом, надо еще уметь его доложить. Трудность заключается в том, что при докладе требуется убедительно доказать правильность написанного, надо отстоять документ. Это не просто. Иногда бывает легче сочинить его, чем доложить. Дело в том, что у каждого начальника при единстве общих взглядов на события есть и свои субъективные особенности, зависящие от характера человека и восприятия им происходящих событий. Докладчику надо отлично знать предмет доклада, быть убежденным в своей правоте и обладать, если хотите, известным мужеством, чтобы отстоять и научно доказать точку зрения штаба перед старшим начальником. Разумеется, отстаивать свою точку зрения надо до разумного предела, памятуя о едино- началии. Случалось, что и доклад вроде бы хорошо подготовлен, глубоко аргументирован, и операторы не сомневались в его правоте, но старший начальник, принимая доклад, задавал один вопрос, не соглашался с другим, высказывал свою точку зрения по третьему, и от хорошего доклада (будь то по плану операции, оценке событии или другому важному вопросу) ничего не оставалось. Причин в таком случае бывало обычно две: во-первых, или не были достаточно тщательно проанализированы все аспекты проблемы, начальник заметил недостатки и разрушил построенный не на прочном фундаменте доклад, или, во-вторых, докладчик просто не сумел доказать правоту взглядов штаба." (Стр. 300) Д. Маклахан ("Тайны английской разведки", стр. 345..146): "Умение показать товар лицом -- это такое качество, которое обычно не связывается с обликом офицера разведки, однако каждый, кому приходилось вести переговоры, знает, насколько оно ценно." "Всегда приходилось делать скидку на то, что командиры и штабы быстро привыкали к потоку информации. Если сначала они проявляли большое внимание к сообщениям нового источника или к необычным сообщениям вообще, то потом их внимание постепенно ослабевало, сведения начинали казаться им ординарными. Нужно было постоянно поддерживать интерес командиров и штабов к информации, ибо только таким путем можно добиться, чтобы в решительный момент донесение разведки не ускользнуло от внимания тех, кто должен принять оперативное решение. С другой стороны, всякая сенсационность в изложении фактов приводит лишь к неправильной их оценке." Если случается, что какое-то ранее сделанное предположение оказалось правильным, об этом надо обязательно при случае упомянуть. Из документов, готовившихся Райнхардом Геленом в 1942 г.: "Противник, КАК МЫ ОЖИДАЛИ, перешел в наступление против этой армии на широком фронте..." "Картина еще полностью не ясна, но уже можно сказать: КАК И ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ РАНЕЕ, наметились направления двух главных ударов..." "Развитие обста- новки... ПОДТВЕРЖДАЕТ СДЕЛАННУЮ НАМИ РАНЕЕ ОЦЕНКУ противника как по целям, так и по использованию сил и средств..." (Р. Гелен "Служба. Воспоминания 1942-1971", гл. I). В аналитических материалах иногда бывает выгодно представить собственное мнение автора как чужое -- сослаться на "некоторых экспертов" или на "некоторые источники". Этот способ использует- ся, если возникает необходимость высказать что-то очень неприят- ное для адресата. Случается, что разведывательная служба даже идет на подлог: публикует за границей некоторые материалы через подставное лицо, а позже на них ссылается. * * * Возможны три режима доступа потребителей к сведениям, добытым или выработанным аналитической разведкой: 1) через обращение к людям, владеющим этими сведениями или ориен- тирующимся в документах, содержащих эти сведения; 2) через ознакомление с заказными разведывательными документами, содержащими эти сведения; 3) через обращение к бюллетеням, справочникам, справочным систе- мам, в которых эти сведения представлены. Первый способ требует наименьших затрат на подготовку и пред- ставление разведывательных сведений, третий -- наибольших. Первый приемлем при малых объемах разведывательной работы, третий -- при значительных. Второй способ является в этом отношении промежуточ- ным. Недостатки первого способа: для информаторов: худшее качество выдаваемых ими формулировок; для потребителей информации: раскрытие деталей своего интереса; возможность искаженного представления сведений информатором с целью манипулирования конкретным потребителем. Недостатки третьего способа: для информаторов: необходимость предвидения информационных потребностей; больший объем работы над материалами; большая возможность несанкционированного доступа к данным; затруднительность установления доверительных контактов с потребителями сведений; для потребителей информации: задержка информационных материалов; затраты времени на самостоятельный поиск нужных материалов; отсутствие деталей, которые не принято доверять документам; отсутствие тонкой настройки на потребности конкретного пользователя. Третий способ широко реализуется в разведслужбах больших государств, уделяющих значительное внимание разведывательной деятельности. Из книги "Секреты секретных служб США" (стр. 192): "Что касается самой методики обработки разведывательными органами США накапливаемой информации, то общие сведения из открытых исто- чников классифицируются и образуют фундамент многочисленных и постоянно пересматриваемых 'разведывательных энциклопедий', с разделами по странам. Их данными пользуются и те, кто разрабаты- вает вопросы внешней политики и военной стратегии, и те, кто анализирует разведывательную информацию." * * * С. М. Штеменко о преимуществах устных докладов по представляе- мым руководству существенным документам: "При устном докладе есть возможность дополнительного пояснения (в документе всего не напи- шешь), можно ответить на возникающие вопросы. Наконец, если доку- мент не созрел для подписи, то при личном докладе можно выяснить, как его переделать. Кроме того, экономится время начальника и до- кладчика: первому не надо давать длинных указаний в связи с доку- ментом, а второй может немедленно приступить к доработке бумаги, не ожидая, когда она возвратится." ("Генеральный штаб в годы войны. Книга 2-я", стр. 301) * * * Все потребители сообщений, подготавливаемых службой АР, должны рассматриваться как потенциальные добровольные источники, ориен- тируемые поставляемыми им материалами на добывание или выработку определенных сведений и на передачу этих сведений службе АР. В этом отношении полезно, чтобы потребители разведывательных сооб- щений имели эпизодический контакт (возможность общения) с не слишком отличающимися от них по рангу работниками АР. В этом случае они нередко будут поддаваться желанию высказать или передать что-то существенное для АР. Помимо личных контактов возможно также использование анкет. Анкеты можно дополнительно использовать как средство манипулирования респондентами. * * * Претензии заказчика разведывательно-аналитического документа к содержанию этого документа могут быть следующие: 1. Несоответствие заданию. 2. Поверхностность суждений, демагогичность. 3. Неполный охват темы, отсутствие существенных деталей. 4. Отсутствие новизны: повторение других источников, повторение ранее представленных материалов. 5. Слабость обобщений и рекомендаций. 6. Сырость материала: недоработанный стиль, явные ошибки. Чтобы сократить количество несправедливых претензий, надо получать всякое задание в письменном виде, в развернутой форму- лировке. До начала исполнения задания следует оговаривать свои возможности и предполагаемое качество будущего документа. Поскольку в отношениях с руководством все это часто оказывается нереализуемо, то более или менее значительное недовольство заказчика будет иметь место почти всегда. Если у заказчика не ладятся дела, он склонен искать причину не в себе, а в других людях, и в качестве виноватых могут выбираться, среди прочих, и аналитики. Если заказчик разведывательно-аналитического документа, получив его через некоторое время, заявляет, что надеялся увидеть мате- риал на несколько иную тему или представленный с несколько иной точки зрения, то это нормально, поскольку перегруженные интел- лектуальной работой люди склонны забывать детали устно раздава- емых ими заданий, а также незаметно для себя менять свои мнения. Чтобы избежать несправедливых обвинений, аналитическая служба должна при всякой возможности обращать внимание потребителей разрабатываемых ею документов на то, что довольно частые ошибки и недоработки в ее "продукции" неизбежны -- в силу самого характера разведывательно-аналитической деятельности.

На главную страницу
Сайт создан в системе uCoz