Аналитическая разведка

19. Самоорганизация аналитика.

19.1. Способы повышения эффективности интеллектуального труда.

Интеллектуальная работа разделяется на рутинную и творческую. Для эффективного (т. е. быстрого и без ошибок) выполнения рутин- ной работы требуется бодрость, отсутствие отвлекающих внешних и внутренних факторов, стимул, хотя бы небольшой творческий интерес. Для сохранения бодрости требуются регулярные и не слишком корот- кие перерывы в работе. Стимул бывает в возможности проявить себя если не достижениями ума, то хотя бы точностью, своевременностью, аккуратностью и т. п. Творческий интерес может состоять в обеспе- чении каких-то мелких усовершенствований технологии, в выработке каких-то теоретических обобщений, в написании инструкции по выполнению работы. Творческая работа требует состояния расположенности к ней, высшая форма которого -- вдохновение. Рекомендуется наблюдать за своим воображением и выяснять, какие факторы способствуют его работе. У Артура Шопенгауэра ("Афоризмы...", гл. 5): "Вообще состояние здоровья, сон, питание, температура, погода, обстановка и много других внешних условий оказывают могучее влияние на наше настроение, а это последнее -- на наши мысли. Потому-то от времени, даже от места зависят в такой мере наши взгляды на разные обстоятельства и наша способность к труду." Для творчества существенны следующие навыки: 1) способность ловить случайно мелькающие ценные мысли, быстро находить им словесное выражение и выбрасывать из головы на бумагу; 2) способность не задерживаться на уже выраженных мыслях, не позволять им препятствовать рождению новых идей, не вязнуть в частностях и не заниматься самолюбованием. Планирование творческой работы возможно лишь в самых общих чертах: ценные мысли появляются по преимуществу не тогда, когда для них выделено время. Надо стремиться к поддержанию оптимального соотношения между бессловесным интуитивным думанием и производством речи (синтезом достаточно полных и эффектных формулировок). Первое не должно подавляться вторым, но и не должно остаться без второго. Если постоянно опасаться нарушения грамматических и прочих правил, вы скорее всего вообще не сможете творить. Если заду- мываться о приемах творчества в моменты, когда надо эти приемы реализовывать, будет то же самое. Не рекомендуется чрезмерно принуждать себя к подчинению общепринятому. Если, к примеру, не нравится некоторое название или обозначение, то и не следует его использовать: возможно, за этим стоит что-нибудь еще не осознанное, но важное. Свои идеи -- даже очень необычные -- очень полезно представлять кому-то для критики. Критиком не обязательно должен быть человек творческий и выдающегося ума: заурядные личности нередко являются знатоками некой узкой области, или не обделены здравым смыслом, или своими простыми замечаниями по поводу демонстрируемого твор- ческого продукта невольно подсказывают что-то автору. Заурядные личности склонны воспринимать творческих людей как опасных чудаков или мегаломанов, поэтому не рекомендуется обрушивать на какого-нибудь одного человека всю массу своих проектов и резуль- татов: надо распределять ее между многими. Творческий метод может состоять в провоцировании других на критику и предложения путем демонстрации им своих набросков. При таком подходе творческий компонент состоит в распознавании цен- ного в потоке замечаний и последующем дооформлении. Называть авторитетных предшественников и конкурентов путаниками и извращенцами и сердиться на них -- это тоже творческий метод: таким образом разрушается подсознательный запрет на критику. Если же просто считать, что такие-то авторы, возможно, в кое-чем ошибаются, то раскрепощающий эффект будет незначительный. Можно от природы иметь хорошую память, быстрый ум и большую психическую выносливость и за счет этого достигать великих результатов -- вопреки простоте своих интеллектуальных технологий -- и даже не задумываться об этих технологиях. Можно, наоборот, обладать плохой памятью, флегматичным умом и быстрой утомляемостью, но зато обращать внимание на то, каким образом функционирует интеллект, вырабатывать эффективные приемы работы и регулярными малыми усилиями из простых посильных кусоч- ков собирать сложные интеллектуальные конструкции, представляющие значительную ценность. Этот второй подход доступен многим. Не следует ожидать от себя ровной производительности: продуктивные периоды будут чередоваться с периодами слабости, лени, сомнений в своих способностях. Б. Грасиан (Карманный оракул", аф. 139): "В одни дни ничего не удается, в другие удается все и с меньшими усилиями, словно делается само собою: ум ясен, настроение ровное, звезда твоя сияет. Тогда лови ее, не упускай ни частицы." Периоды спада надо терпеливо пережидать, заполняя их простой приятной работой и предвкушая новый подъем активности. Согласно Ч. Ломброзо ("Гениальность и помешатель- ство"), наличие подъемов и спадов -- неизбежная особенность творчески одаренных личностей. * * * Разведывательный анализ -- это работа со значительным творчес- ким компонентом. Поскольку бывает жаль тратить вдохновение на создание документов, большинство из которых будет прочитано всего несколькими людьми, к тому же вряд ли отличающимися радикальнос- тью замыслов, а потому, скорее всего, не окажет заметного влияния на события, то лучше разрабатывать всякий свой документ по воз- можности так, чтобы какая-то часть его имела шанс войти в книгу (о политике, о разведке, о принятии решений и т. п.), которую вы пишете между делом и которой надеетесь приобрести известность, увеличить свой доход, щелкнуть по носу начальство и оправдаться перед историей. Эффективное творчество обычно начинается с неудовлетворенности существующим положением дел и с попрания авторитетов. Эпизодичес- кое недовольство результатами собственного труда тоже очень умес- тно. Большое недовольство время от времени компенсируется большой радостью, когда удается сделать что-то значительное. Чего не следует делать перед тем, как начать творить в неко- торой области, так это знакомиться со всеми достижениями в ней. Самое вредное для творчества -- это подсознательно усвоить чужую парадигму мышления, уже исчерпавшую свои возможности. Если будете много читать, станете в лучшем случае экспертом, но не создателем нового. Обилие знаний сковывает воображение. Когда Альберт Эйнштейн ознакомился с тестами, по которым Томас Эдисон подбирал себе сотрудников, он заметил, что не может ответить на большинство вопросов (правда, знает, в каких справочниках можно найти соответствующие сведения). Плохая память располагает к творчеству, потому что скорее забываются чужие и собственные заблуждения, и потому что при невозможности вспомнить некоторую концепцию приходится создавать ее заново. Мишель Монтень ("Опыты", кн. I, гл. IX): "...я мог бы усыпить и обессилить мой ум и мою проницательность, идя про- торенными путями, как это делает целый мир, не упражняя и не совершенствуя своих собственных сил, если бы, облагодетельство- ванный хорошей памятью, имел всегда перед собой чужие мнения и измышления чужого ума."

19.2. Личная информационная система.

Все данные, оказывающиеся в распоряжении аналитика, размещаются в его личной информационной системе. Основные требования к личной информационной системе: подручность; быстрота поиска данных; быстрота размещения новых данных; защищенность от любопытства посторонних; защищенность от повреждений. В личной информационной системе выделяются следующие части: 1) компьютерная; бумажная; в голове; 2) портативная (носимая в кармане: блокнот и пр.); стационарная (личная библиотека и пр.); 3) заимствованная (книги, чужие компьютерные файлы и пр.); собственная; 4) служебная; личная; 5) секретная; несекретная; 6) основная; вспомогательная (описывающая основную); 7) текущая (находящаяся в работе); базовая (находящаяся в состоянии ожидания); архив. Если смешивать служебное и личное, секретное и несекретное, можно нажить неприятности по службе. Личные секреты лучше прятать среди личных несекретных материалов, но так, чтобы при необходи- мости можно было быстро извлечь их и уничтожить. Аналитику важно поддерживать и развивать свои навыки владения иностранными языками. Для этого следует шире использовать иност- ранные языке в личной информационной системе. К примеру, все заголовки и обозначения можно делать на английском, все записи по планированию и регистрации личной работы -- на немецком, все хозяйственные записи -- на французском. При иерархическом рассмотрении деятельности выделяются следую- щие ее уровни: 1. Направления работы. Пример: "Терроризм". 2. Проекты. Пример: "Программа борьбы с терроризмом в России". 3. Задания. Пример: "Анализ событий 2004 г. в Беслане". Направлениям работы можно присваивать обозначения из 2-4 букв -- производные от названий этих направлений на каком-нибудь языке. К примеру: AI - аналитическая разведка (Analytical investigation); PT - политические технологии (Political technologies). Проекты в рамках направлений можно нумеровать следующим обра- зом: AI1, AI2 и т. д. Задания в рамках проектов можно нумеро- вать так: AI1010, AI1020 и т. д. (шаг 10 позволяет при необхо- димости разделять задание на подзадания). Если требуется срочно записать какую-нибудь идею или какой- -нибудь факт, лучше делать это не в блокноте, а на бумажных листках единообразного малого размера, а потом, когда представ- ляется возможность, вклеивать их в подходящие места в своих тетрадях. Утрата некоторых из этих листков менее чувствительна, чем утрата блокнота. Атрибуты записи: TO: NNN <- к какому направлению или какому проекту относится; DA: DD.MM.YYYY <- дата. Рядом с записью той или иной мысли бывает полезно упоминать фактор, ее пробудивший: INSP: XXXXXX Побудившим фактором может быть книга, фильм, беседа и т. п. Когда через некоторое время придется обратиться к сделанной записи, указание на вдохновивший фактор облегчит вспоминание сути дела, если мысль окажется недодуманной или недостаточно понятно изложенной. С одной стороны, аналитик не может эффективно работать, не собирая большого количества рукописных и печатных материалов на рабочем месте и дома; с другой, чем больше таких материалов накапливается, тем легче распознать круг интересов, подходы, контакты аналитика, что для человека, занимающегося разведыва- тельной деятельностью, совсем не желательно. Чтобы смягчить это противоречие, можно использовать следующее: некоторые книги приобретать и держать при себе единственно для маскировки (к примеру, чтобы скрыть свой интерес к какому-то деятелю, можно хранить книги о нем среди книг о других деятелях); личные записи делать каким-нибудь простым шифром (в котором каждой букве и некоторым сочетаниям букв соответствует отдельный символ) и системой сокращений; не у всякого любопытного хватит терпения разбирать такие тексты без острой необходимости; именовать свои папки, тетради, компьютерные файлы и каталоги таким образом, чтобы не раскрывать их содержания; документы, с которыми ведется несанкционированная работа, размещать среди документов, относящихся к санкционированной работе. Для защиты личных данных от повреждений (на случай пожара, прорыва водопровода и т. д.) следует в качестве резервных копий сохранять черновики записей и распечаток и держать их отдельно от последних вариантов текстов -- в разных помещениях. Чтобы не забывать, где что припрятано или просто размещено, следует завести себе за правило раз в неделю тратить несколько минут на вспоминание.

19.3. Использование компьютера.

Вопрос о том, какие технические средства применять для работы с данными (тип компьютера, операционную систему, текстовый редак- тор и пр.) является очень простым при поверхностном подходе и очень сложным при основательном. Надо стремиться к наибольшей надежности используемых средств, наибольшей их защищенности от несанкционированного доступа, наибольшему удобству их использова- ния, наименьшей зависимости от их производителей. Представляется, что лучше, насколько это возможно, использовать текстовые редакторы, работающие с простейшим ("текстовым") форма- том данных, так как они дают существенно более короткие файлы, обеспечивают меньшую зависимость от используемых программных средств и позволяют осуществлять быстрый поиск цепочки символов в совокупности файлов. * * * Рекомендуемая структура каталогов: USER - каталог пользовательских файлов; LIBRARY -- библиотека (файлы с книгами); LIMONOV_E -- каталог файлов с книгами Э. Лимонова; ZINOVYEV_A -- каталог файлов с книгами А. Зиновьева; и т. д. INTERNET -- копии сайтов интернета; LIMONOV_E -- каталог сайтов об Э. Лимонове; ZINOVYEV_A -- каталог сайтов об А. Зиновьеве; и т. д. PROJECTS -- каталоги проектов: AI1 -- "Аналитическая разведка" #1; AI2 -- "Аналитическая разведка" #2; и т. д. Такой подход позволяет осуществлять поиск цепочки символов по всем файлам пользователя (каталог USER) или же отдельно по книгам (LIBRARY), копиям интернет-сайтов (INTERNET), проектам (PROJECTS). В каталогах проектов создаются следующие подкаталоги: SAMPLES -- документы, используемые в качестве образцов; OUTPUT -- выходные копии разрабатываемых документов; SOURCES -- источники; LETTERS -- письма; FORUMS -- протоколы обсуждений на форумах; HEAP -- прочие документы (неклассифицированные); BACKUP -- резервные копии разрабатываемых документов; ARCHIVE -- документы, ставшие ненужными. Рабочие копии разрабатываемых документов помещаются в основном каталоге проекта -- для ускорения доступа к ним. В небольшом проекте можно вместо подкаталогов с файлами исполь- зовать по одному файлу на каждый тип данных: всю переписку по проекту держать в файле Letters.txt, все обсуждения -- в файле Forums.txt, все архивы -- в файле Archives.txt и т. д. * * * Аналитику следует защищаться от неуместного любопытства коллег, родственников и др. Одно из средств защиты -- пароли. Посредством паролей возможно ограничение доступа к компьютеру, программам, данным. Использовать один пароль на все случаи (или 3-5 паролей на 3-5 групп случаев) -- это в целом не менее надёжно, чем ис- пользовать уникальные пароли и рисковать при этом забыть их и/или забыть место, в котором они хранятся. Все используемые пароли следует записывать таким образом, чтобы посторонние не могли заполучить и/или понять записи. В каком-то секретном месте должен храниться резервный список паролей -- на случай утраты основного списка. Если пароли долго не употребляются, надо хотя бы повто- рять их мысленно, чтобы не забыть. Отношение к паролям должно быть очень серьезным, потому что их утрата или забывание обычно приводит к потере данных. Некоторые текстовые редакторы позволяют шифровать текст перед его записыванием в постоянную память компьютера. Это затрудняет несанкционированный доступ, но делает невозможным нахождение строки символов в файле программой поиска. Данные и программы можно архивировать (т. е. перекодировать со сжатием на 30..70%) с использованием паролей. Недостатки архива- ции: 1) невозможность частичного восстановления данных при повре- ждении архива; 2) невозможность поиска данных по ключевым словам. Чтобы наверняка никто не попал в компьютер через локальную сеть без разрешения, следует держать компьютер по преимуществу отсоединенным физически от нее. Секретные наборы данных можно хранить в виде разрозненных частей, добавленных в посторонние файлы, которые к тому же можно шифровать. При передаче кому-либо магнитных носителей данных следует забо- титься о том, чтобы на них не сохранилось лишнего. Удаленные файлы иногда могут быть полностью или частично восстановлены, и чтобы никто не воспользовался такой возможностью, следует либо переформатировать носитель, либо заполнять его новыми данными до предела.

На главную страницу
Сайт создан в системе uCoz