Александр Бурьяк: Аналитическая разведка / Оперативная разведка, информационное влияние

Аналитическая разведка

20. Оперативная разведка.

Оперативная аналитическая разведка осуществляется в интересах ближайшего будущего. Она включает анализ происходящих событий, краткосрочное прогнозирование, подготовку рекомендаций для текущей деятельности. О том, как может проводиться оперативная аналитическая разведка, пишет А. Даллес: "За важной разведывательной информацией, поступающей в госу- дарственный департамент, военное министерство и ЦРУ, установлен круглосуточный контроль (...) Специально выделенные офицеры рас- сматривают поступающую информацию в поисках каких-либо фактов особо острой направленности. Обеспечена возможность немедленного извещения непосредственных начальников. Последние решают, кого из высших политических руководителей -- от президента и до от- ветственных руководящих работников государственного департамента, министерства обороны и ЦРУ -- следует немедленно поставить в известность. Аналитики следят также и за материалами печати и радиопередачами..." ("Искусство разведки", стр. 153) Ведение оперативной разведки затрудняется жесткими ограничени- ями на время выполнения заданий. Задания не могут ждать доработки теорий и технологий, прихода вдохновения. Механизм оперативной разведки должен отлаживаться впрок. По сути, оперативная разведка есть компонент деятельности вся- кого, кто занимается оперативным управлением. Особенность собст- венно службы оперативной разведки состоит в том, что эта служба 1) использует, среди прочего, конфиденциальные источники сведе- ний; 2) работает в условиях конфликта, противодействия. Формирование краткосрочных прогнозов облегчается тем обстоя- тельством, что ближайшее будущее определяется в основном пара- метрами и тенденциями текущего момента, поскольку за время до его наступления не могут значительно измениться интересы, пред- ставления, приемы деятельности, возможности различных субъектов. Компоненты системы оперативной разведки: средства добывания оперативных данных; средства визуализации данных; средства доступа к справочным и теоретическим данным, к описаниям прецедентов; средства формального поиска, анализа, прогнозирования; средства оформления результатов работы; средства предоставления результатов работы. Примерная структура Управления оперативной разведки: центр оперативного слежения: оперативные дежурные, работающие в общем зале и пользующиеся общими средствами визуализации; отдел мониторинга: специалисты, отслеживающие менее важные события и параметры с целью информирования оперативных дежурных при обнаружении существенных обстоятельств; оперативно-аналитический отдел: аналитики, прорабатывающие отдельные проблемы по заданиям оперативных дежурных; отдел контактов: специалисты, занимающиеся добыванием и распространением информации по заданиям оперативных дежурных; технический отдел: специалисты, обеспечивающие работоспособ- ность, надежность и развитие технических средств Управления оперативной разведки; отдел развития: аналитики, выясняющие качество оперативной разведки, разбирающие ошибки, готовящие предложения по улучшению работы. Центр оперативного слежения должен работать в тесном взаимо- действии с центром оперативного реагирования (их можно распола- гать в одном помещении и объединять в "центр специального оперативного управления"). Оперативная разведка должна вовремя обнаружить, оценить, спрогнозировать ... военный конфликт; экономический кризис; финансовый кризис; политический кризис; природную катастрофу; массовые беспорядки; пропагандистскую атаку; эпидемию; и т. п. Бригада оперативных дежурных центра оперативного слежения может включать, к примеру, трех человек, разделяющих между собой обязанности следующим образом: экономика, финансы, движение ресурсов; политика, массовая информация, массовые движения, конфликты; военные приготовления, военные действия, природные и техни- ческие катастрофы, эпидемии. Или (второй вариант): своя страна; основные партнеры и противники; остальной мир. Что касается специального оперативного реагирования, то оно может быть разделено на информационное и неинформационное, внешнее (за границей) и внутреннее (в пределах страны), направленное на руководителей, на массы, на объекты. Информационное реагирование в пределах страны, направленное на руководителей, имеет четыре уровня жесткости: уровень предоставления информации для принятия решений; уровень выдачи рекомендаций, делегирования советников; уровень выдачи приказов, делегирования комиссаров; уровень замещения должностных лиц своими людьми. В неинформационное оперативное реагирование включаются действия следующих типов: диверсия (выведение из строя людей, объектов и т. д.), изъятие (похищения людей, предметов), оккупация (захваты отдельных территорий, объектов), подмена (скрытное замещение людей, предметов другими людьми, предме- тами). Эти действия могут быть типовыми, или готовиться зара- нее, или импровизироваться с использованием отлаженных элементов.

21. Информационное влияние.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Блез Паскаль. "Мысли". Информационное влияние не отделимо от разведывательной работы, потому что у разведывательной системы должен быть какой-то инфор- мационный выход, оправдывающий ее существование, а этот выход не может не влиять на потребителей информации. Если служба АР не будет стремиться к более убедительному представлению своих материалов, то будут считать, что она не вполне справляется с обязанностями. Служба АР может участвовать в выработке планов мероприятий по инициированию, усилению, подчинению, ослаблению, переориентиро- ванию, предотвращению различных событий и процессов в обществе, а также в подготовке и реализации информационных воздействий, предусмотренных этими планами. Многие факты, выявляемые разведывательной службой, и многие вырабатываемые ею концепции заслуживают того, чтобы получить широкую известность, а также могут использоваться как средство направленного влияния на более или менее широкие контингенты людей, будучи вставленными в публикации СМИ или в книги. Эффек- тивная организация аналитической разведки -- такая, про которой порождаемый интеллектуальный продукт используется настолько широко, насколько это допускается его характером. Дооформление материалов для их публикации обычно осуществляется не только силами сотрудников АР, имеющих в этом творческий интерес, но также кругом доверенных писателей и журналистов. * * * Хорошо построенная система влияния -- такая, которая позволяет незначительными и малозаметными воздействиями на ключевые точки общества инициировать, регулировать, предотвращать значительные изменения в нем. Способы влияния на конкретного человека: облегчение или затруднение условий жизни; облегчение или затруднение карьеры; формирование или разрушение дружеских отношений с опреде- ленными людьми; предоставление сведений, обеспечение непосредственных впечатлений или, наоборот, препятствование получению определенной информации; предложение некоторых благ при условии выполнения определенных требований. Информационное влияние -- воздействие на поведение субъекта через формирование у него некоторых представлений посредством знаков. Альтернативы информационному влиянию: ситуационное влияние -- воздействие на поведение субъекта через создание обстоятельств, способствующих формированию у него некоторых представлений; информационное воздействие на психику в обход сознания; психотронное (т. е. физическими средствами) воздействие на мозг; психотропное (т. е. химическими средствами) воздействие на мозг. Влиять на психику можно также воздействием на организм в целом. * * * Приемы информационного влияния: 1) использование склонности субъекта к самообману: сообщение того, что субъект хочет считать истинным; 2) использование недоверчивости субъекта: сообщение противопо- ложного тому, в чем надо уверить субъекта, через источник, который подозревается субъектом в обмане; 3) использование хитрости субъекта: сообщение того, что субъект должен воспринять как попытку использования его недоверчивости или склонности к самообману. Информационное влияние бывает: 1) базовое -- формирующее некоторое мировоззрение, некоторые поведенческие установки; оперативное -- формирующее некоторые настроения, подталкива- ющее к некоторым конкретным решениям. 2) прямое: через сведения, сообщаемые субъекту; косвенное: через воздействие на субъектов, которые порождают сведения, попадающие к обрабатываемому субъекту; 3) явное: когда обрабатываемый субъект знает о воздействии на него и стремится реагировать с выгодой для себя; скрытое: когда обрабатываемый субъект может только подозре- вать о воздействии на него. Способы предоставления сведений субъекту: прямое информирование; имитирование утечки информации; облегчение доступа к сведениям; затруднение доступа к сведениям (провоцирование любопытства); неоднократное неброское повторение вскользь в неназойливой форме. Для большей эффективности влияния следует использовать основные влечения субъекта: стремление ... к безопасности; к известности; к власти; к роскоши; к к общению с противоположным полом; к справедливости; любовь к своим детям; сострадание; и т. п. Влияемы все люди без исключения, но в разной степени. Они различаются чувствительностью к тем или иным факторам, а также склонностью к тем или иным действиям. Гораздо легче подтолкнуть человека к такому действию, к которому он уже испытывает влечение. Акт влияния также оказывается более эффективным, если приходится на благоприятное для его осуществления состояние психики обрабатываемого индивидуума и если вдобавок другие, неуправляемые факторы, воздействующие на индивидуума приблизи- тельно в то же самое время, имеют нужную направленность. При осуществлении влияющих воздействий всегда существует опас- ность того, что будет совершена ошибка или сложится неблагопри- ятная ситуация, из-за которых эффект влияния получится противо- положный ожидаемому. Пример подобной ошибки описан в романе Мора Йокаи "Сыновья человека с каменным сердцем". Известный своей жестокостью фельдмаршал Австрийской империи Юлиус Гайнау (1786-1853), был конфиденциально уведомлен частным лицом об ожидающей его на следующий день отставке. Целью уведомления было добиться из личной мести смерти одного из заключенных -- участника восстания венгров в 1848-1849 гг. Юлиус Гайнау "использовал последние двенадцать часов своей власти на то, чтобы дать ход делам ста двадцати главных обвиняемых и приказал вынести по ним решение. Все подсудимые были приговорены к смертной казни. Но он неожиданно всех помиловал, использовав свою неограниченную власть. И не то чтобы он уменьшил меру наказания или смягчил их участь! Нет, он просто взял и отменил наказание, амнистировал всех осужденных, отпустил их на свободу. В этот мучительный для него час человек, терзаемый головной болью, действительно мстил. Но не потерпевшим поражение, которых он попирал ногой, а министру, который собирался наступить на его собственную голову." (гл. "Конец кинжала отломан") Таким образом, чтобы эффективно влиять через информацию, надо либо хорошо представлять себе "внутренний мир" индивидуума, под- вергаемого обработке, либо действовать постепенно, проверяя каким-то образом последствия каждой порции воздействия. То есть, в принципе возможности информационного влияния очень значительны, но чтобы ими результативно воспользоваться, надо приложить такие значительные усилия, что бывает надёжнее и дешевле употребить более простые средства выполнения задачи. * * * Что касается психотронного влияния, то большинство сообщений о такого рода технологиях представляет собой домыслы, кочующие из одной публикации в другую и при этом переформулируемые так, что существенные первоначальные подробности, позволяющие распознать некорректность, теряются, зато добавляются путанные соображения некритично мыслящих интерпретаторов. Один из механизмов появления таких псевдофактов выглядит следующим образом. Какой-нибудь не отличающийся трезвым мышлением энтузиаст, увлеченный психотрони- кой, желает получить у государства деньги на свои сомнительные исследования и составляет околонаучную записку с изложением уже получивших распространение псевдофактов, собственных сомнительных достижений и планов дальнейшей работы, и эта записка начинает странствовать по разным учреждениям, вызывая скорее недоумение, чем практический интерес. Однажды она попадает на глаза какому-нибудь журналисту, после чего в СМИ появляются новые сообщения о якобы ведущихся государством исследованиях.

21.1. Теория влияния.

Понятие влияния -- более широкое, чем понятие управления. Влияние отличается от управления тем, что управляющее воздей- ствие на объект определяет состояние и действия объекта или некоторой его части, а влияющее воздействие оказывается только одним из факторов, от которых зависит состояние объекта или его части. Управление имеет место по преимуществу в технических системах, а в социальных системах оно -- скорее, исключение, чем правило. Взаимодействие субъектов социума осуществляется по преимуществу через механизм влияния. Во всяком объекте могут выделяться (относительно воздействующего на него субъекта) следующие компоненты: ============================== | изменяющиеся | | +-----------++-----------+ | | |управляемые|| влияемые | | | +-----------++-----------+ | |+--------------------------+| ||неуправляемые и невлияемые|| |+--------------------------+| +----------------------------+ | не изменяющиеся | | | ============================== Принадлежность некоторой части субъекта тому или иному из указанных компонентов может быть непостоянная. Возможные причины того, что объект является влияемым, а не управляемым: конкурирующее воздействие со стороны других субъектов и объектов; конкурирующее воздействие внутренних факторов объекта; неадекватность представлений об объекте. На феномен A можно влиять различными путями: непосредственным воздействием на феномен A; воздействием на феномен B, воздействующий на A; воздействием на феномен C, воздействующий на феномен B; и т. д. То есть: ---->---+ ---->---+ | | +-----+ +-----+ +-----+ ---->| C |---->| B |---->| A | +-----+ +-----+ +-----+ Воздействие на A через B или C может требовать меньших затрат, чем непосредственное воздействие на A, но чем "косвеннее" воздей- ствие, тем труднее его рассчитать, и совокупные затраты (на про- ектирование воздействия и на его осуществление) могут оказаться больше. Обычно связь между явлениями сложнее, чем последовательность пар сущностей, связанных отношением "причина-следствие", и выбор точек воздействия представляет собой сложную задачу. Причины использования влияния вместо прямого воздействия: недоступность прямого воздействия; стремление к скрытности; стремление к экономии сил. Влиять на систему можно через ее информационные, энергетичес- кие, вещественные входящие потоки, то есть через "входы" (иначе говоря, предусмотренные в системе места восприятия воздействий извне) или помимо "входов" -- прямым воздействием на внутренние процессы этой системы. Передача некоторым феноменом оказанного на него воздействия бо- лее чем одному однотипному с ним феномену с усилением или сохра- нением уровня воздействия на каждый феномен называется цепной реакцией или эпидемией. Цепная реакция (эпидемия) прекращается, когда исчерпывается набор феноменов, способных воспринимать и передавать некоторое воздействие, или когда потенциал реагирова- ния этих феноменов на воздействие будет израсходован в некой другой цепной реакции (эпидемии). По механизму обеспечения эффекта можно различать три типа влияний: 1) влияния, энергетические затраты на которые приблизительно равны энергетическим расходам в вызываемых ими изменениях или даже превосходят их; 2) влияния, энергетические затраты на которые меньше энергети- ческих расходов в вызываемых ими изменениях (управление большими силами посредством малых); 3) влияния, вызывающие цепные реакции (управление очень большими силами посредством малых). Для всякого действующего субъекта предпочтительным является воздействие на окружающий мир посредством влияний второго и особенно третьего типа. В качестве примера влияния третьего типа в политической деятельности можно указать способ распространения листовок, при котором инициатор распространения вбрасывает в под- ходящую для этого социальную среду лишь небольшое их количество, но текст в них составляет так, чтобы у читающих ее людей появля- лось сильное желание размножить ее и подбросить другим. Слухи распространяются по третьему типу влияния. Недостаток слуха по сравнению с листовкой состоит в том, что слух при пере- даче искажается. * * * Результаты влияющих воздействий могут быть огромны, но они малопредсказуемы. О сложности осуществления влияющего воздействия свидетельствует следующий отрывок из книги К. Эндрю и О. Гордиев- ского "КГБ...". В 1969 г. в статьях связанного с КГБ западного журналиста Виктора Луи "появились намеки на то, что Советский Союз рассмат- ривает возможность нанесения упреждающего ядерного удара по Китаю, прежде чем у КНР появятся ракеты, представляющие угрозу Советскому Союзу. Одновременно те же самые слухи стали распространять рези- дентуры КГБ в Европе и Северной Америке. Как выяснил Гордиевский, даже те сотрудники КГБ, которые занимались распространением этих слухов, не были в то время уверены, то ли это часть 'активных действий', цель которых напугать китайцев, или же это предупреж- дение Западу о том, что Советский Генштаб всерьез рассматривает такую возможность. Задним числом можно сказать, что все это меро- приятие выглядело скорее как кампания 'активных действий', зате- янная Службой А ПГУ [Первого главного управления КГБ]. В кратчай- шие сроки эти меры помогли заставить Пекин, который к тому време- ни уже начал выходить из хаоса культурной революции, возобновить переговоры по урегулированию пограничного конфликта. Но такое давление, в конечном счете, возымело обратный эффект. Страх, что Советский Союз может нанести удар, был, видимо, одной из причин, заставивших китайцев начать тайные переговоры с США, которые закончились в 1972 году визитом в Пекин президента Никсона и привели к сближению между Китаем и США."(стр. 499) * * * Пропаганда -- разновидность информационного влияния. Она разде- ляется на явную и неявную, подрывную и поддерживающую. Неявная пропаганда отчасти осуществляется или направляется спецслужбами. Эффективная пропаганда не обязательно предполагает ложь. Пропа- гандистские уловки могут состоять в тенденциозном подборе фактов, не очень большом преувеличении или преуменьшении, перестановке акцентов, замалчивании. В любом положении дел можно найти что-то положительное и представить поярче. Ко лжи прибегают обычно не потому, что без ее невозможно достичь требуемого эффекта, а пото- му что, во-первых, есть настроенность лгать, во-вторых, экономят- ся усилия. Выгодная в текущий момент ложь может создать сложности впоследствии -- из-за того, что ее однажды разоблачат и после этого утратится доверие даже к правдивым заявлениям. США победили СССР в холодной войне не в последнюю очередь потому, что не использовали лжи в качестве основного боевого средства, а стремились полнее применить выгодные для них элементы правды. * * * О моральном аспекте влияния. Если занимаешь неправильную пози- цию, надо прилагать усилия к тому, чтобы ее скорректировать, а не к тому, чтобы убедить всех в ее правильности. Если сам не призна- ешься в своих недостатках и ошибках, тебе, возможно, помогут в этом твои враги, причем очень невыгодным для тебя образом. Ошибки и недостатки есть у всех, но признаваться в них можно очень по-разному. Специальная деятельность не обязательно предполагает совершение подлостей. Более того, использование подлых приемов вредит спе- циальной деятельности, потому что дискредитирует специальную службу в целом и любого ее представителя в отдельности. Даже в отношении противника можно лгать очень по-разному: одно дело -- вводить его в заблуждение, к примеру, по поводу дислока- ции военных частей и другое -- приписывать главе враждебного государства не свойственные ему пороки. Подлая ложь может давать только временное преимущество, но в целом "работает" на поражение того, кто себе ее позволяет. Сотрудничество предполагает жертвование чем-то ради того, с кем сотрудничаешь. Он, в свою очередь, тоже чем-то жертвует, но на большом промежутке времени получается в целом выигрыш для каждой из сотрудничающих сторон. Подлость же проявляется в стремлении получить выгоду поскорее -- за счет тех, кого удалось ввести в заблуждение по поводу своей готовности сотрудничать. Обычно враждующие стороны по явному или неявному соглашению воздерживаются от некоторых приемов борьбы. Сторона, которая первая нарушит ограничение, может получить решающее преимущество в текущем конфликте, но осложнит себе положение тем, что ее будущие противники не станут дожидаться, пока она снова нарушит правила, а постараются применить более жесткие меры в отношении ее первыми. Примером вражды по правилам являются отношения Сталина, Черчилля и Рузвельта во время Второй Мировой войны.

21.2. Манипулирование руководителями.

Манипулировать человеком значит добиваться от него каких-то действий косвенными способами, то есть не просьбами, предложени- ями, приказами или угрозами. Кто, кем, как и зачем манипулирует -- это, как правило, вопрос очень сложный, и дать полный ответ на него невозможно отчасти потому, что сами манипулирующие не всегда этот ответ знают. Средства влияния на лидера: предоставление документов: аналитических записок, проектов, подборок чужих материалов; влияние на окружение лидера -- на тех, с чьим мнением он считается; влияние на события, на которые лидер обращает внимание и которым придает значение. Человека легче подтолкнуть к тем действиям, к которым он имеет склонность в силу своих инстинктов и идеологических установок. Возможные крайние установки индивидуума в отношении информации: 1. Не интересуется теоретическими работами, чужими мнениями, мало читает, мало слушает: "Я и так знаю все, что надо". Живет представлениями, усвоенными в молодости. 2. Пытается самостоятельно исследовать положение дел и делать выводы. Потребляет чрезмерно много сведений. Считает повышение своей информированности главным средством улучшения качества своих решений. 3. Паразитирует на чужих мнениях и идеях. При столкновении со сложной проблемой сначала разузнает, что думают о ней автори- тетные для него люди, подбирает для себя что-то из высказан- ного ими и, слегка изменив, выдает за свое. Если в поведении преобладает первая установка, надо разобраться, каковы модели действительности, которыми пользуется индивидуум, и провоцировать его на то или иное действие в соответствии с этими моделями. Его нежелание меняться только облегчает работу тех, кто его исследует. Д. Маклахан ("Тайны английской разведки", стр. 343): "Наибольший успех достигается путем использования различно- го рода навязчивых идей, которые характерны для руководителей противника. Было бы бесполезно в июне 1944 года демонстрировать удар против Норвегии, чтобы отвлечь внимание от Нормандии, если бы Гитлера в течение многих лет не преследовала навязчивая идея об угрозе вторжения союзников в Норвегию." Если преобладает вторая поведенческая установка, надо либо поставлять руководителю тенденциозную информацию, либо перегру- жать его произвольными сведениями, а когда он потеряет ориентацию и способность к критическому суждению, подсовывать ему требуемый вариант решения. Если чаще проявляется третья поведенческая установка, следует воздействовать на руководителя через манипулирование людьми, к советам которых он прислушивается. Они тоже, в свою очередь, могут иметь в отношении информации одну из указанных установок. * * * В книге К. Эндрю и О. Гордиевского "КГБ..." рассказывается о феномене взаимной манипуляции лидеров: "И Сталин, и Троцкий жили в вымышленном ими мире, постоянно подпитывая фантазии друг друга. Вера Сталина в опасность в боль- шинстве своем не существовавших уже в Советской России троцкистов заражала Троцкого, который не мог не радоваться существованию этих вымышленных последователей, что, в свою очередь, убеждало Сталина в том, что троцкизм представляет собой еще большую угрозу, чем он предполагал." (стр. 152) * * * Влияние на руководителей осуществляется, среди прочего, через людей из их окружения. Некоторые из этих людей могут, в свою очередь, сами подвергаться манипуляциям, некоторые могут быть "агентами влияния" -- в той или иной степени. Надо заметить, что между "специальной" и "неспециальной" деятельностью нет чёткой границы. Человек может к своей обычной, как у других, жизни слегка примешивать "специальное". Эффективна следующая схема раз- ведывательно-манипулятивной работы: индивидуум (не всегда явно завербованный, то есть чётко оговоривший условия сотрудничества) ведёт свой обычный любимый образ жизни, но при этом его иногда слегка подправляют и дают ему поручения, выполнение которых не требует от него действий, которых он ранее не совершал в рамках своего обычного образа жизни. * * * Всякий руководитель заинтересован в том, чтобы данные аналити- ческой разведки подтверждали уже высказанные им мнения, поскольку изменить своё мнение обычно значит нанести ущерб своей репутации. Д. Маклахан: "Кадровые офицеры и политические деятели стремятся преподнести такую разведывательную информацию своим начальникам, которая по вкусу последним. Возможно, эти слова звучат грубо и несколько несправедливо, однако они привлекают наше внимание к тому, как используется и трансформируется информация во имя оправдания заранее принятого решения или доказательства правоты той или иной точки зрения начальства." ("Тайны английской разведки", стр. 333) Если складывается впечатление, что курируемый руководитель чрезмерно укрепляется в мнении по вопросу, по которому уместнее несколько иной подход, необходимо искать способ обратить его внимание на сведения, разрушающие однозначность позиции, до того, как этот руководитель начнет делать публичные заявления и разда- вать поручения. Чтобы не было необходимости подстраиваться под мнения руково- дителей, следует эти мнения формировать. Иными словами, надо не добиваться от руководителей принятия некоторых решений, а помогать им приходить самим к этим решениям. Проблема осложняется тем, что в самой разведслужбе мнение по тому или иному вопросу может со временем измениться, и если ждать, пока мнение устоится, то можно потерять время и к тому же дискредитировать разведыва- тельную службу, а если не терять времени, то впоследствии могут понадобиться опровержения, что тоже не способствует доверию к разведывательной службе. Выход состоит в том, что в спорных слу- чаях следует задерживать вызревание мнения у руководителя: давать ему информацию, располагающую к сомнениям, или прямо сообщать о том, что по такой-то проблеме пока еще сохраняется неопределен- ность. Для достижения указанных целей служба АР должна вести монито- ринг мнений своих главных потребителей по ключевым проблемам. Жизненный цикл мнения: 1. Осознание потребности во мнении. Мнения еще нет, но хочется его иметь. Колебание между несколькими вариантами. 2. Возникновение мнения. Оно еще не твердое, и подвержено влияниям. 3. Укрепление мнения. Оно уже воспринимается его носителем как очевидное, самое правильное. 4. Высказывание мнения. Появляется стимул к сохранению мнения. Ослабляется интерес к сведениям, которые могут подтвердить или опровергнуть мнение. 5. Совершение некоторых действий на основании мнения. 6. Отпадение потребности в мнении, или плавная трансформация мнения, или разочарование во мнении. Чтобы щадить самолюбие и репутацию лидера, надо, чтобы каждое навязываемое ему мнение выглядело как развитие или очевидное дополнение ранее сделанных им замечаний, даже если последние высказывались мимоходом или под настроение и не отличались ни зрелостью, ни значимостью. Критиковать людей можно -- даже очень самолюбивых и самоуве- ренных -- но только не за то, что они считают областью своих достоинств и достижений. Чтобы выглядеть в своих глазах само- критичными, здравомыслящими и скромными, люди придумывают себе отдельные мелкие недостатки, в которых не считают постыдным признаваться. Если упрекать их именно в этих недостатках, большой обиды не будет. Чтобы развеять некоторые убеждения лидера, лучше опереться на некоторые другие его убеждения: представить эти другие как существенные, а те, которые опровергаются, -- как менее значимые. Признание лидером своей неправоты, если такое случится, надо представлять как свидетельство не его слабости, а его силы: проявление сообразительности, дальновидности, великодушия, справедливости.

21.3. Нейтрализация руководителей.

Чтобы уменьшить способность лидера влиять на события, а также чтобы выставить его перед массами как бездарного руководителя, можно использовать, к примеру, метод заваливания проблемами. Он состоит в предоставлении вождю большого количества сведений, которые слабо структурированы, противоречивы, ограниченно достоверны, не полны, по количеству явно превышают способность лидера перерабатывать информацию -- но все изложены простым понятным языком, выглядят важными и вызывают интерес. Реализовать этот метод могут несколько человек из окружения лидера или несколько больших чиновников из ключевых учреждений. Есть работа, которую руководитель охотно сталкивает на подчи- ненных (рутинная, рискованная), и есть работа, которой он стре- мится заниматься единолично, поскольку с частью информации уходит и часть власти, и шеф становится все более зависим от окружения, превращается в марионетку, оказывается особо уязвим. Это опасение и обыгрывается заговорщиками. У руководителя поддерживается стре- мление контролировать все самому. Подогреваются его опасения, что чиновники могут не разглядеть или, хуже того, скрыть от него нечто крайне важное. Через некоторое время руководитель будет введен в состояние хронической усталости или даже неврастении. Появится неуверен- ность в своих силах, нерешительность, мнительность. Его деятель- ность приобретет характер беспорядочных метаний, его высказывания будут противоречивы и неосторожны. Если перегруженному работой лидеру удается найти нескольких верных помощников и передать им часть ответственных функций, можно, в свою очередь, завалить работой и этих помощников. Кроме того, часть времени руководителя будет отнимать постановка задач помощникам, обсуждение их предложений и т. д. * * * Приемы заваливания проблемами: 1. Направление руководителю данных, которые он не заказывал, в которых ему нет существенной потребности и которые подготов- лены для других целей. 2. Повреждение "информационных фильтров": дискредитация "фильтрующих" учреждений. Последствием является создание дублирующих учреждений (= дополнительных информационных потоков) или получение информации напрямую, в обход их. 3. Создание дополнительной информации, напр., разработка проектов, которые выглядят многообещающими и имеют хорошо замаскированные пороки; выдвижение различных предположений о развитии событий. Обилие "аналитических центров", работа- ющих на высшую власть, представляется, на первый взгляд, благом: есть возможность сравнивать и выбирать. В действи- тельности же обычно получается переполнение информацией, уменьшается ответственность за эту информацию, появляется потребность в дополнительной работе по сопоставлению различ- ных документов. 4. Порождение проблемных ситуаций: генерирование и раздувание различных конфликтов, в связи с которыми будут создавать лишнюю информацию не участвующие в сговоре люди. При использовании метода заваливания проблемами очень трудно доказать наличие злого умысла. К тому же чем больше у вождя проблем, тем меньше у него возможности отстраниться от них и задуматься об их причинах. Реализаторы метода выглядят наиболее энергичными и преданными работниками: они же и сведений добывают для шефа больше других, и много дельных предложений генерируют. Вождь гибнет в их удушающих объятьях.

21.4. Манипулирование массами.

Фраза "манипулирование массами" звучит прямолинейно и недо- статочно наукообразно, поэтому обычно говорят о "манипулировании массовым сознанием", хотя на самом деле стараются направить воз- действие преимущественно на подсознание и изменить в конечном счете не сознание, а поведение. Стратегическое влияние на массы состоит в воздействии на мировоззрение, идеологию, образ жизни, социальную организацию посредством изменений в массовом образовании, массовом инфор- мировании, массовом искусстве. Цели стратегического влияния на массы могут быть ... деструктивные (подчинение, рассеяние, уничтожение нации); адаптационные (приспособление нации к новым условиям); консервативные (сохранение традиционного облика нации). Возможные цели оперативного влияния на массы (на массовые настроения и действия): обеспечение нужного исхода выборов; предотвращение или провоцирование массовых беспорядков; поддержка или срыв мероприятий властей, к примеру, обеспе- чение нужного "экономического поведения" (ослабление или усиление "инфляционных ожиданий" и т. п.); и др. Формы оперативного влияния на массовое сознание: использование средств массовой информации; использование уличной рекламы; организация массовых мероприятий (митингов, демонстраций, уличных праздников и т. д.); распространение слухов; проведение массовых кампаний (напр., денежной реформы); провоцирование или дискредитация той или иной моды. Технологии воздействия на массовое сознание достигли высокой степени изощренности и эффективности. Люди полагают, что они думают самостоятельно, в действительности же нередко бывает, что кто-то уже подумал за них и неявно привил им требуемые идеи. Основное воздействие на массы реализуется через СМИ. Обычно спецслужбы не осуществляют собственную массовую пропаганду, а обеспечивают и направляют пропаганду, осуществляемую другими. Это больше соответствует сути спецслужб. Воздействие спецслужб на сами СМИ оказывается явным образом (в этом случае сотрудники СМИ выполняют задания спецслужбы или знают, что получаемые ими мате- риалы исходят из спецслужбы) или неявным образом (то есть посред- ством манипулирования), непосредственно или косвенно (через органы государственного управления, к примеру). К. Эндрю и О. Гордиевский в книге "КГБ..." пишут о заграничной деятельности русского правительства накануне Первой Мировой войны следующее: "Существовала целая армия агентов, состоявшая из иностранных журналистов, которые были подкуплены Министерством финансов для обеспечения беспрепятственного поступления огромных иностранных займов, в которых так нуждался царский режим и экономика России, и для снятия всех подозрений, возникавших у западных вкладчиков относительно безопасности их капиталов. В большинстве европейских стран до 1914 года считалось вполне нормальным такое явление, как правительственное "субсидирование" дружественных иностранных газет. В докладе французского парламента, составленном в 1913 году, несмотря на некоторые критические замечания в адрес разведывательных служб, отмечалась 'неоспоримая' необходимость подобного 'субсидирования'. В этом смысле Россия занимала первое место в Европе, а поскольку Франция была самым большим иностран- ным вкладчиком в довоенную Россию, главным объектом деятельности Министерства финансов была французская пресса." (стр. 50-51) (Приведенный отрывок также иллюстрирует то обстоятельство, что специальная деятельность государства не всегда сосредоточива- ется исключительно в его спецслужбах.) Скрытое влияние направляется не только на заграницу. Х. Фельфе рассказывает о деятельности западногерманской разведслужбы (БНД) в ФРГ: "Едва ли можно было найти какую-нибудь крупную газету, журнал или еженедельник, которые не имели бы связей с БНД." "Политика влияния БНД на прессу внутри страны сразу же оказалась успешной, многое здесь специально препарировалось для информирования общес- твенности (...). Имелись специальные формуляры, в которые заноси- лись оценки специфических статей, направленных против Востока, и предложения по их доработке и 'причесыванию'." ("Мемуары развед- чика", стр. 212, 214) * * * Обычно является более или менее важной задачей нейтрализация чужого нежелательного влияния. При этом появляется соблазн разоблачить подрывную деятельность спецслужб других государств. Однако если они действительно занимаются широкой подрывной деятельностью, необходимо иметь в виду, что "один из неписаных законов любой разведывательной службы -- сохранять в тайне дан- ные, полученные о других разведорганизациях, чтобы не побудить противника применять меры к изменению структуры его разведки и созданию других прикрытий для маскировки разведывательного персонала" (Р. Гелен "Служба. Воспоминания 1942-1971", гл. VI). Пропагандистская разоблачительная кампания против иностранных спецслужб может причинить своим спецслужбам и непосредственный ущерб. У Р. Гелена (там же) о провале пропагандистской кампании против БНД: "Публикация большого количества восточногерманских материалов привела к тому, что читатели перестали доверять им. Эти 'разоблачительные' опусы девальвировали сами себя. Более того, они нанесли вред службе госбезопасности ГДР, подорвали авторитет ее шефа. Восточногерманские контрразведчики вынуждены были раскрывать своих еще не провалившихся агентов, чтобы получить важных свидетелей обвинения на судебных процессах, инсценировка которых стоила больших денег." * * * Эффективным средством манипулирования, рассчитанным в основном на интеллектуалов, являются книги. О формах связи спецслужб с книгоиздательством Брайан Фримэнтл в работе "Центральное разведы- вательное управление" рассказывает следующее: "Центральное разведывательное управление издало, субсидировало издание или проявило инициативу с целью издания двух тысяч книг, 25% из которых вышли на английском языке. В хранящемся в делах отдела операций Управления меморандуме по вопросам книгоиздатель- ской деятельности ЦРУ говорится: 'Книги отличаются от всех прочих пропагандистских материалов прежде всего тем, что одна-единствен- ная книга может существенно изменить позицию и поведение читателя до такой степени, которая была бы недоступна для любого другого средства информации... Это, разумеется, не относится к абсолютно всем книгам в абсолютно все времена, но дело обстоит таким обра- зом достаточно часто, чтобы делать книги самым важным оружием стратегической (рассчитанной на длительное воздействие) пропаган- ды' (...) Преимущество наших прямых контактов с автором заключа- ется в том, что мы можем подробно ознакомить его с нашими намере- ниями; мы можем предоставить ему любой материал, который мы хоте- ли бы включить в его книгу, и в том, что мы можем на любом этапе контролировать его рукопись. Наш контроль над писателем осуществ- ляется обычно путем оплаты ему того времени, которое он занимает- ся рукописью, или же, по крайней мере, авансированием ему сумм, которые ему позднее, возможно, придется возвращать... Управление должно быть полностью уверено, что готовая рукопись будет соот- ветствовать нашим оперативным и пропагандистским намерениям'." (из кн. "Шпионаж Дворца головоломок", стр. 212) * * * Одно из направлений манипуляционного воздействия на массы -- создание и поддержание положительного образа отечественных спе- циальных служб. Воздействие осуществляется в основном через кино и книги (художественные и специальные). Кино и художественная литература ориентируются на среднего потребителя информации, спе- циальные книги -- на тех, кто старается мыслить самостоятельно. Поскольку средством воздействия выступают тексты, то к оказанию такого воздействия обычно имеют отношение лучшие коллективы, занимающиеся работой с текстовыми материалами, -- аналитические подразделения разведки. На укрепление позиций спецслужб могут также работать обществен- ные объединения и частные предприятия: ассоциации ветеранов спе- циальной деятельности, фонды, исследовательские центры и пр. Брайан Фримэнтл в работе "Центральное разведывательное управление" пишет по этому поводу следующее: "Начиная с 1975 г. образовался ряд солидных и эффективных орга- низаций, ставящих перед собой цель защитить Управление от нападок и оправдать его в глазах американской и мировой общественности. Некоторые из них ведут свою кампанию открыто, другие -- более тонкими способами; если внимательно вчитаться, некоторые из так называемых 'разоблачительных' книг, написанных бывшими сотрудни- ками ЦРУ, при более близком рассмотрении представляются скорее апологетическими, нежели критическими. Самой открытой организаци- ей является Ассоциация бывших офицеров разведки, основанная в 1975 г. Дэви дом Филлипсом -- блестящим специалистом по пропаган- де, которого Управление использовало против Арбенса в Гватемале, против Альенде в Чили и против Кастро на Кубе. Нынешний президент Ассоциации Джек Мори определяет ее функцию как возможность 'подать голос против искажений и неправильных представлений'." "В качестве президента Ассоциации Мори выступает с лекциями в связанном с ЦРУ Джорджтаунском университете, занимается лоббист- ской деятельностью на Капитолийском холме, издает пресс-бюллетень и охотно принимает участие в любого рода обсуждениях деятельности ЦРУ на радио и телевидении." "В своих выступлениях Мори неизменно проводит мысль о том, что 'деятельность разведывательных служб должна быть тайной, иначе они престо будут неэффективными', и что ЦРУ представляет собой достойную организацию достойных людей, которым иногда приходится заниматься недостойными делами по приказу президента, которому они присягали служить." "Центр стратегических и международных исследований Джорджтаунс- кого университета финансирует издания, которые объективно делают упор на необходимость иметь сильное разведывательное ведомство, и защищает право ЦРУ быть именно таким ведомством. Бывший весьма энергичный начальник управления по разведке ЦРУ доктор Рэй Клайп является в настоящее время президентом Исследовательского центра по национальной разведке, который по его уставу определяется как некоммерческое учреждение, основанное с целью поощрения серьезных научных и публицистических трудов о деятельности американской разведки." "Бывший начальник контрразведывательного подразделения Управле- ния Джеймс Энглтон сейчас является председателем Фонда безопасно- сти и разведки. Инк., который издает ежеквартальный бюллетень под названием 'Ситуационный доклад'." (из. кн. "Шпионаж Дворца голо- воломок", стр. 216-217) Содержание бюллетеня -- фиксация и анализ положения дел в стране и в мире с точки зрения специальной дея- тельности, а также поощряющая квалифицированная критика спец- служб. При подготовке его материалов используются только открытые источники, благодаря чему спецслужбы США могут узнавать из него о том, как они выглядят со стороны. Фонд представляет собой как бы дополнительную службу аналитической разведки, работающую в интересах основной и широко использующую преимущества, которые дает негосударственный статус. Потребность в "околоспециальных" учреждениях, делающих спец- службам репутацию, обусловлена особенностями американского общес- тва: в условиях децентрализованности власти каждое учреждение вынуждено тратить часть сил на обеспечение своего существования (на борьбу за финансирование, за преференции в законах). Но даже в условиях существенно централизованного государственного управ- ления требуется определенная пропаганда в защиту специальных служб, хотя в этом случае она необходима уже не для увеличения финансирования и не для принятия благоприятных законов, а для поддержания репутации государства в целом.

21.5. Поддержка интеллектуалов.

Служба влияния может курировать некоторое количество отечест- венных патриотично настроенных интеллектуалов, способных эффективно работать в нужных направлениях. Курирование может осуществляться через подставных лиц, подставные учреждения или непосредственно. Способы курирования: предоставление редкой литературы; "наводка" на ценные источники информации; помощь в получении выгодной работы: уведомление о вакансиях и т. д.; организация встреч с полезными людьми; консультирование по технологиям карьеры; оценивание знакомств, идей, намерений; психологическая поддержка; помощь в приобретении средств труда (компьютеров и пр.). Служба влияния может подсказывать интеллектуалам социально- приемлемые пути решения их личных проблем, а если таких путей нет, то воздействовать на должностных лиц, которые могут эти пути обеспечить. При оказании поддержки интеллектуалам следует иметь в виду, что для эффективного творчества желательна наибольшая благопри- ятность условий в таких аспектах, как доступ к существенным сведениям, свободное время, наличие технических средств работы с данными, но нежелателен значительный материальный комфорт. Следует осуществлять мониторинг настроений взятых на контроль интеллектуалов и принимать меры в случае появления деструктивных тенденций в их деятельности.

21.6. Нейтрализация активистов.

Служба информационного влияния может участвовать в скрытой нейтрализации нежелательных деятелей -- путем их переориентации или дезориентации, публичной критики через подставных лиц, распространения дискредитирующих их сведений, поддержки их конкурентов, вовлечения в малопродуктивную деятельность, разло- жения соблазнами. Указанные мероприятия могут использоваться в дополнение к агентурным и диверсионным способам или вместо них. Информационное воздействие на активистов может оказываться через массовые каналы (СМИ), групповые каналы (общественные организации, трудовые коллективы), индивидуально. * * * Распознавание мотивов деятельности индивидуума -- типовая разведывательно-аналитическая задача. При ее решении не следует придавать преимущественного значения высказываниям индивидуума. Существенны следующие его характеристики: расовый тип, этническая принадлежность, физические и психические отклонения (врожденные и приобретенные), полученное воспитание, текущие и прошлые жиз- ненные обстоятельства, место в обществе, самооценка. Человека могут побуждать к активной деятельности против властей следующие факторы: 1. Низкий социальный статус, незначительные возможности карьеры, чрезмерность работы, низкий заработок, малое количество удовольствий. 2. Потребность в конфликте, в острых переживаниях. Что касается чувства солидарности и чувства сострадания, то они тоже имеют для многих существенное значение, но не решающее.

21.7. Влияние на выборы.

Чтобы выборы завершались с нужными результатами, не обяза- тельно прибегать к тайным мероприятиям. Этого можно добиваться и исключительно легальными, информационными средствами. Выделяются следующие рубежи информационного влияния на исход выборов: на подходе к избирательной кампании, во время формирования и регистрации партий (можно помочь или помешать образова- нию и росту некоторых партий, приобретению ими популяр- ности, а также помочь или помешать расширению популярности и личных связей некоторых деятелей); во время формирования и регистрации партийных блоков, выдвижения и регистрации кандидатов (можно помочь или помешать формированию, выдвижению, регистрации); в процессе предвыборной агитации (можно дискредитировать или сделать героями некоторых кандидатов); в процессе голосования (можно сорвать выборы); непосредственно после получения результатов голосования (можно поспособствовать признанию этих результатов незаконными). Для партии или кандидата, участвующих в выборах, самыми опасными конкурентами являются те партии и кандидаты, которые в наибольшей степени схожи с ними своей политической окраской. Поэтому очень эффективной формой борьбы на выборах является дробление лагеря политических противников, вынуждение их конку- рировать между собой. Формы информационной помощи партиям и кандидатам, участвующим в выборах: предоставление эффективных избирательных технологий; выполнение аналитической работы и предоставление ее резуль- татов непосредственно или через СМИ; консультирование: помощь в выработке стратегий, программ, лозунгов, имиджей и т. д.; содействие переговорам с потенциальными союзниками; содействие получению финансовой и прочей помощи; оказание пропагандистской поддержки; сообщение сведений о конкурентах. * * * Чтобы получить главу государства с требуемыми качествами в своей или соседней стране, требуются два-три года "специальной" работы (аналитической и прочей). На первом этапе следует определить людей, имеющих нужные задат- ки. Они ищутся среди тех, кто уже смог себя самостоятельно проя- вить (в качестве публицистов, литераторов, организаторов, худож- ников, изобретателей и т. п.) Необходимо чтобы у этих людей были более-менее прочная психика, приличная биография, симпатичная внешность, героические черты в характере, порядочность, чувство долга, здравомыслие, способность идти на компромиссы. Такие люди решительны, но в то же время управляемы -- в том смысле, что на них можно успешно воздействовать серьезными доводами. На втором этапе, следует помочь этим людям доразвиться: конкре- тизировать свои политические взгляды, перестроить свою психику (осознать себя значимыми фигурами), занять особое место в обществе, расширить личные связи, освоить технику публичных выступлений. Лучше проделывать эту работу в отношении 5-10 человек одновременно: наиболее успешно растущий станет лидером, а остальные будут использоваться как запасные варианты, как члены его команды, как его неявные союзники. В условиях недоста- точной политической свободы можно "выращивать" фигуры не на политическом поприще, а на литературном, научном, предпринима- тельском и т. п. Когда эти фигуры приобретут значимость, пере- двинуть их на политическое поле за год до выборов не составит труда. Для популяризации поддерживаемых деятелей используются СМИ -- следующими путями: через прямые договоренности с сотрудниками СМИ; через предоставление сведений или готовых материалов для публикации -- с принятием мер для сокрытия участия спецслужбы в их подготовке; через создание "информационных поводов", т. е. событий, которые привлекают внимание СМИ. На третьем этапе, на подступах к политической вершине общества, служба аналитической разведки должна взять на себя некоторую часть поисковой, аналитической, концептуальной, "влиятельной" и пр. работы в интересах поддерживаемых ею людей. Замаскировать поддерживаемых перспективных деятелей среди того контингента, с которым служба аналитической разведки контактирует так или иначе по роду своих основных занятий, -- задача не очень сложная. В указанной работе возможен также нулевой этап: обеспечение создания в стране условий, которые способствуют появлению людей со здравым мышлением, творческими способностями, патриотической ориентацией и т. п. Это достигается через формирование определен- ной школьной программы, обеспечение популярности определенной категории книг, влияние на характер информации, распространяемой через СМИ. Результаты усилий такого рода проявляются через 5-15 лет.

22. Противодействие аналитической разведке.

Показателен такой факт: в военных ведомствах США переводы открыто опубликованных в СССР статей, тех, которые касаются Вооруженных Сил и Академии наук, шли зачастую (...) с грифом 'Секретно', чтобы не опасаться раскрытия круга интересующих США проблем. "Секреты секретных служб США" (стр. 191). Следующие мероприятия обеспечивают защиту от аналитической разведки: изоляция; усложнение организации, технологий; частое изменение организации, технологий, планов; цензура; дезинформация; нейтрализация каналов получения сведений; нейтрализация "мозговых центров", занимающихся АР. Доступ к иностранным источникам данных, осуществляемый в связи с работой над секретными проектами, должен обеспечиваться через подставные учреждения. Для дезинформирования противника можно имитировать повышенный интерес к некоторым источникам. Значительные книги, спрос на которые является индикатором определенных массовых настроений, можно публиковать с указанием фиктивных тиражей (существенно завышенных или существенно заниженных). Легко реализуется система автоматического накопления и анализа сведений о запросах различных пользователей в интернете. С одной стороны, можно таким образом получать представление об интересах пользователей интернета, с другой стороны, можно имитировать эти интересы посредством фиктивных запросов. В выступления руководителей государства можно вставлять многочисленные намеки разного рода, на которые обращают внимание по преимуществу разведывательные службы, и которые вынуждают эти службы строить различные предположения и усиленно заниматься их проверкой. Главы государств, министры, парламентарии в частных беседах или даже в публичных заявлениях нередко разглашают сведения, которые было бы лучше держать в секрете. Происходит это из-за легкомыслия, из-за незнания тонкостей политической работы или из-за чрезмерно- го увлечения разговором. Чтобы сократить такого рода утечку ин- формации, необходимо, во-первых, следить за тем, чтобы меньше секретных сведений попадало к людям, не отличающимся скрытностью, во-вторых, эпизодически тактично напоминать всем высокопоставлен- ным потребителям секретной информации о необходимости соблюдения осторожности или даже распространять среди них инструкции на этот счет, в-третьих, при случае демонстративно наказывать тех, кто не проявил необходимой сдержанности. Что касается инструкций о со- блюдении секретности, то их можно составлять так, чтобы читающие их испытывали удовольствие от сознания своего участия в великих тайных делах, а также получали напоминание о том, что специальные службы государства все примечают и обо всем помнят. У Р. Гелена ("Служба", гл. VII) о том, как англичане защищаются от утечки информации через СМИ: "Секретность соблюдается, естественно, и английской прессой -- будь то газеты, рассчитанные на массового читателя, или серьезные издания, ориентированные как на лейбористов, так и на консерва- торов. В связи с этим необходимо упомянуть о так называемых бюллетенях Д, предназначенных для ориентации средств массовой информации: публикация каких материалов нежелательна правитель- ству. На сей счет между правительством и изданиями заключено специальное соглашение. И пресса выполняет взятые на себя обязательства." Нейтрализация "мозгового центра", занимающегося АР, может осуществляться посредством его дискредитации или посредством снижения качества его работы. Качество работы учреждения не имеет тесной связи с репутацией этого учреждения: можно некоторое время сохранять репутацию при низком качестве работы и можно утратить репутацию при ее в целом высоком качестве. Дискредитация осущест- вляется посредством подстраивания ошибок и последующего раздува- ния их значимости. Снижение качества работы проводится совместным массированным применением множества неявных средств, каждое из которых само по себе оказывает незначительный эффект. Эти средства таковы: способствование устройству на работу в "мозговой центр" людей, которые отличаются неявной абсурдностью подходов; способствование бюрократизации "мозгового центра"; способствование устройству в "мозговой центр" детей высокопоставленных родителей; способствование перегрузке "мозгового центра" заданиями; и т. д. Можно ограничить или запретить деятельность негосударственных аналитических учреждений в стране, предметом исследования которых является то, что находится в ее границах. К примеру, может быть установлено, что для проведения ими всякого социологического опроса должно испрашиваться разрешение.

23. Противодействие влиянию.

Общие способы противодействия влиянию: оказание противоположно направленного влияния; предотвращение влияющих воздействий: нейтрализация субъектов, оказывающих нежелательное влияние; разрушение каналов влияния; отвлечение внимания от информации, посредством которой стремятся оказать влияние; предложение альтернативных способов удовлетворения потреб- ности, используемой теми, кто оказывает нежелательное влияние; публичное разоблачение скрытых целей нежелательно влияющих субъектов; объяснение негативных последствий подчинения влиянию.

23.1. Противодействие влиянию на аналитическую разведку.

Можно рассматривать влияние на двух уровнях: на уровне текущих сведений; на уровне базовых представлений (т. е. концептуальном, идеологическом). Способы защиты разведывательной службы от нежелательного влияния на уровне текущих сведений: диверсификация источников сведений; использование первоисточников, а не вторичных источников; предотвращение информационной перегрузки сотрудников, обеспечение им возможности заниматься саморефлексией (анализом своих настроений, мыслей, действий); исследование технологий влияния; анализ деятельности различных субъектов в аспекте оказываемого ими влияния. Способы защиты разведывательной службы от нежелательного влияния на уровне базовых представлений: тщательный подбор кадров: отсев людей, которые в силу социального происхождения или психического склада расположены к восприятию неуместных взглядов; выявление и редоктринирование (или увольнение) работников, имеющих нежелательные увлечения; обеспечение доступа к идеологической литературе любого содержания; обеспечение надлежащего восприятия этой литературы; развитие собственного эффективного концептуального подхода. Внутренняя идеология спецслужбы не обязательно должна совпадать с массовой идеологией, прививаемой государством своим гражданам. Спецслужба должна рассматривать официальную массовую идеологию как инструмент управления -- и не более того. Внутренняя идеология спецслужбы имеет решающее значение для обеспечения ее способности действовать на благо страны и может может косвенно оказать определяющее влияние на состояние общест- ва. К примеру, чтобы предотвратить распад СССР, было достаточно защитить от деструктивного концептуального влияния его службу безопасности (КГБ). Но этого не случилось: западные либеральные идеи оказались для многих сотрудников службы более привлекатель- ными, чем лживая и неэффективная на практике коммунистическая идеология, и поэтому должное рвение в борьбе с разрушителями государства не было проявлено.

23.2. Противодействие влиянию на руководителей.

Как правило, не все лица, к мнениям которых прислушиваются руководители государства, являются носителями желательных взгля- дов. Наиболее опасны в этом отношении обычно их собственные жены и дети -- в значительной степени подверженные разлагающему дей- ствию высокого общественного положения. К неблагоприятному воздействию могут привести поездки за гра- ницу, личные встречи с иностранцами, общение с отечественными деструктивно настроенными интеллектуалами. Способы противодействия влиянию на руководителей: пресечение нежелательных контактов; влияние на тех, кто влияет на руководителей; нейтрализация нежелательных фигур в окружении руководителей; формирование правильных мировоззренческих представлений у руководителей; интенсивное информационное воздействие нужной направленности, заглушающее другие воздействия.

23.3. Противодействие влиянию на общество в целом.

Надлежит защищать от деструктивного влияния прежде всего систему государственного управления, образования, массовой культуры, массовой информации. Чтобы защититься от нежелательного влияния на концептуальном уровне, нужна здравая, привлекательная, правдивая и практически эффективная идеология, а создавать и развивать такую идеологию можно только в условиях некоторой свободы интеллектуального творчества и оказания умеренной материальной поддержки людям, характеризующимся заметной и правильно ориентированной способ- ностью к умственной работе высокой сложности и вдобавок имеющим более-менее здоровую психику. Поскольку указанные условия крайне редко выполняются все вместе для одного и того же человека, то в любом обществе имеется более или менее значительный дефицит здра- вых идей, и большинство переживаемых любым обществом поражений -- это, прежде всего, поражения концептуальные. * * * Стремление различных мощных субъектов повлиять на массовые представления, на отдельные социальные группы, иногда даже на конкретных высокопоставленных индивидуумов (сознающих свою зави- симость от состояния умов массы сограждан или от позиции отдель- ных социальных групп), реализуется в основном через СМИ. Субъек- ты, осуществляющие влияние, финансируют СМИ целиком (являются их учредителями или акционерами) либо оплачивают отдельные публика- ции. Оплата может делаться неявным образом: через организацию бесплатных поездок журналистов за рубеж, через размещение рекламы на особо выгодных для СМИ условиях. Довольно надёжным признаком публикации, имеющей целью манипули- рование, является односторонний взгляд на затрагиваемую проблему, явно выгодный для какого-то влиятельного субъекта. Иногда может иметь место имитация объективности: дополнительно представляются иные, заведомо неубедительно изложенные точки зрения на проблему, а также наивные "критические" замечания, которые тут же опровер- гаются. Пример публикации, односторонне представляющей проблему наруше- ния авторских прав распространителями программного обеспечения: "В России снижение уровня пиратства на 10 пунктов (т.е. с 87 до 77%) способствовало бы увеличению объема ИТ-рынка страны более чем в два раза (до 10,5 млрд долларов) к 2006 году. Кроме того, это позволило бы создать десятки тысяч новых рабочих мест, из них около 30 тысяч -- в индустрии высоких технологий. То есть нынешнее количество рабочих мест в ИТ-секторе увеличилось бы более чем вдвое. Кроме того, снижение уровня пиратства дало бы возможность российскому правительству привлечь в экономику страны дополнительно 6,9 млрд долларов и получить дополнительно 280 мил- лионов долларов в виде налоговых поступлений. И т. д.(Из статьи "Как загонять пиратов под крышу" / "Белорусская деловая газета" от 21.02.2006) Существенные и на первый взгляд правильные утверждения данной статьи на самом деле являются ложными. У российских властей хва- тает благоразумия на то, чтобы не бороться всерьёз с так называ- емым пиратством (недостаточность принимаемых мер может убедитель- но объясняться необходимостью распределять усилия между многими направлениями деятельности). Это приносит стране в конечном счете сотни миллионов долларов (может быть, даже миллиарды), делает возможным существование десятков тысяч рабочих мест, позволяет привлекать в экономику десятки миллиардов долларов инвестиций. Правда, есть и вредное следствие: вместе с более-менее полезным "экспроприированным" продуктом распространяется и вредный -- к примеру, компьютерные игры, вредно влияющие на психику. Малая стоимость программного обеспечения удешевляет разнообразную про- дукцию, выпускаемую с непосредственным или косвенным использова- нием компьютеров, и разнообразные услуги. Привлекательность России для инвестиций и для сотрудничества отчасти и обусловли- вается тем, что в ней можно пользоваться дешевым программным продуктом, в том числе при разработке новых компьютерных про- грамм. Доход, который мог бы достаться "Микрософтам", достаётся всем остальным, включая иностранных инвесторов. Что касается моральной стороны дела, то и здесь возможен подход, отличный от того, к которому склоняют авторы статьи. Появление такой статьи говорит о том, что, скорее всего, осуществляется лоббирование какого-то закона, изменения в закон или масштабного мероприятия, направленного на защиту права интел- лектуальной собственности в интересах очень крупного производи- теля или ассоциации производителей программного обеспечения. Может быть, намечается даже тотальное скрытое наступление на страну, призванное радикально изменить порядок вещей в части распределения дохода от компьютеризации. Конечно, иногда журна- листы пишут нужные кому-то глупости и без непосредственной личной выгоды, но это бывает редко.

24. Заключение.

Основные идеи изложенного в этой книге подхода к аналитической разведке формулируются так: 1. Аналитическая разведка -- нормальный компонент деятельности (явный или неявный) всякого субъекта, находящегося в отноше- ниях конфликта или полуконфликта с некоторыми другими субъек- тами, и создание службы аналитической разведки в государстве, в партии, на предприятии есть лишь развитие этого компонента до функции специализированного органа. 2. Нет четкой границы между аналитической разведкой, научным исследованием, журналистикой. 3. Открытые источники сведений содержат достаточные данные для решения очень многих разведывательных задач, а трудность состоит в том, чтобы выделить эти данные из общей массы, не ошибиться в отношении их правдоподобности и сделать из них некоторые выводы. 4. Для аналитической разведки характерна работа в условиях неопределенности: неопределенными являются не только иссле- дуемые феномены, но нередко и задачи исследования. При со- здании разведывательных документов следует, с одной стороны, не упускать тех ограниченных сведений, которые доступны или могут быть корректно домыслены, а с другой стороны, не создавать псевдоинформацию необоснованными утверждениями. 5. Служба аналитической разведки должна отличаться здравомыс- лием, уравновешенностью, консерватизмом, но также иметь в своем штате не на последних ролях и людей, отмеченных при- знаками творческого таланта и, скорее всего, страдающих сопутствующими этому недостатками, как то: возбудимость, непрактичность, непредсказуемость, очень высокая самооценка и пр., -- но, конечно, лишь при условии, что польза от этих людей будет перекрывать создаваемые ими неудобства и опасности. 6. Для разведчика-аналитика, особенно решающего задачи высокой сложности, существенна способность мыслить нестандартно и подвергать сомнению различные устоявшиеся истины. Точнее, требуется сочетание вольнодумства со здравым смыслом, осто- рожностью и дисциплиной. 7. Разведчик-аналитик должен добывать некоторые сведения само- стоятельно, в том числе через личную неявную агентуру, а не ограничиваться теми сообщениями, которые имеются в открытых источниках или предоставляются ему различными подразделениями разведывательной службы. 8. Аналитическую разведывательную деятельность затруднительно и невыгодно отделять от деятельности по оказанию влияния (на потребителей разведывательной информации, на исследуемые социальные феномены, на общество в целом и пр.). Более того, следует организовывать ее так, чтобы параллельно достигались и исследовательские, и манипулятивные цели. 9. Служба аналитической разведки имеет возможность стать неявным центром концептуальной власти, существенным компонентом национальной системы управления развитием. 10. В деидеологизированом, коррумпированном, манипулируемом извне государстве не может быть хорошо работающей аналитической разведывательной службы (разве что эта служба станет скрытым центром концептуального руководства национальным возрожде- нием). Аналитическая разведка -- это соединение интеллекта, знаний и "специальных" технологий. Потенциал влияния службы АР огромен. Он обусловливается самой ее сутью. Служба АР осуществляет инфор- мационное влияние уже хотя бы в силу того, что она производит информацию. Расширение влияния службы АР за пределы регламентиро- ванного круга обеспечиваемых ею субъектов не требует существенных дополнительных усилий, а требует лишь большей инициативности и большей расчетливости в работе. Если выполняется поисковая и аналитическая работа в некотором направлении, следует стремиться получить наибольший эффект из получаемых таким образом сведений: доводить ту или иную их часть в наиболее подходящей форме до ВСЕХ лиц, в отношении которых можно полагать, что их представления и соответственно поведение будут в результате такого воздействия изменены нужным образом. Если, к примеру, какой-то требуемый результат не будет достигнут посредством информирования главы государства, следует пробовать достигнуть его посредством оказания информационной помощи некото- рым сотрудникам СМИ и т. д. Действенно контролировать службу АР административными средства- ми можно лишь в небольшой степени, потому что жесткое администра- тивное давление на нее лишает эту службу способности обеспечивать результаты высокого качества. Чтобы эффективно оказывать на служ- бу АР направляющее воздействие, следует иметь над ней власть кон- цептуального характера, то есть действовать в рамках здравой, убедительной, многообещающей идеологии. Для руководителей госу- дарства лучший способ защититься от нежелательных скрытых инициа- тив отечественных спецслужб -- это быть в их глазах заслуживающи- ми своего места. Или же поддерживать спецслужбы в не очень хоро- шем состоянии и смиряться с низкой эффективностью их работы. * * * Надо заметить, что если бы те огромные интеллектуальные силы, которые хотя бы только за последние сто лет были потрачены на межгосударственные конфликты и на развитие средств и технологий борьбы, тратились на устранение первопричин межгосударственных и прочих конфликтов, к настоящему времени наверняка не было бы ни глобального кризиса природопользования, ни избытка населения, ни терроризма, ни множества других проблем. В современном мире масштабные конфликты государств чреваты чрезвычайно большими потерями для каждой из враждующих сторон. Поэтому приемлемым подходом является лишь полувражда-полусотруд- ничество, взаимовыгодная конкуренция в развитии, в стремлении к моральному лидерству. Деятельность в области аналитической раз- ведки и информационного влияния дает значительные возможности для распространения этого подхода. Требуется прорыв к новому качеству мышления, новому миропонима- нию, новым эффективным формам социальной организации. Эта задача -- в большой степени "специальная", потому что, во-первых, явля- ется по существу самой актуальной для обеспечения национальной безопасности любой страны; во-вторых, ее решение требует преодо- ления явного и скрытого сопротивления очень многих субъектов -- преодоления любыми средствами, включая "специальные"; а в-треть- их, потому что для своего решения она требует интеллектуалов такого типа, какой в настоящее время широко задействован на фронте тайной борьбы -- преимущественно в службах аналитической разведки и пропаганды. Получается, следует говорить чуть ли не о глобальной миссии профессионального клана разведчиков-аналитиков. Новые подходы зародятся в их среде либо при их решающей поддержке: в России или в США; а может быть, в Швеции или в Беларуси. Или же потребуются совместные усилия смелых и упрямых интеллектуалов из нескольких стран. Разумеется к этой идее надо привыкнуть, но отвергать ее нет оснований. Если не они, то кто?

На главную страницу